В 2020 году исполнилось 190 лет со времени издания повести «Гобсек» (нидерл. Gobseck «Живоглот») французского писателя Оноре де Бальзака, написанное в 1830 году и впоследствии вошедшее в собрание сочинений «Человеческая комедия».
Оноре де Бальзак, бесспорно, — один из лучших французских романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он не просто оставил после себя огромное литературное наследие, но и запечатлел в нем историю целого общества.
Талантливый мастер создал грандиозную галерею образов — не менее двух тысяч представителей различных сословий. Среди них нашлось место и умному, властному ростовщику Гобсеку, который держит в своих руках судьбы многих блистательных парижских аристократов.
Накопительство Гобсека имеет не столько психологическую, сколько, так сказать, метафизическую природу: это апофеоз недоверия к людям, тотального разочарования в них. Никому верить нельзя, никого любить — тем более, справедливости нет, все ценности скомпрометированы, единственная реальность — золото. «А прочее всё гниль».
Бальзака без всякого преувеличения можно считать отцом и основоположником мирового реализма.
Сам по себе замысел “Человеческой комедии” был грандиозен. Он задумал не просто цикл романов, но, если можно так выразиться, цикл циклов, где каждый из циклов отражал определенный аспект жизни Франции, а значит, и всего человечества, потому что Франция в это время считалась центром мировой жизни, самой прогрессивной страной мира. Не посетив Париж, невозможно было считать себя просвещенным человеком.
Цикл романов Бальзака предполагал состоять из трех частей: “Этюды о нравах”, “Философские этюды” и “Аналитические этюды”. Каждая часть, в свою очередь, предполагала свои части, или “сцены”: “Сцены частной жизни”, “Сцены парижской жизни”, “Сцены политической жизни”, “Сцены провинциальной жизни”, “Сцены военной жизни”, “Сцены деревенской жизни”. Это только “Этюды о нравах”.
В целом замысел Бальзака был настолько грандиозен и настолько же реально невыполним в пределах одной человеческой жизни, а прожил он всего 51 год, что сам по себе является предметом изучения. Почему он замыслил описание человеческого общества, человеческих нравов, политического устройства именно в таких циклах? Сама по себе эта структура не менее интересна, нежели архитектура “Божественной комедии” Данте, и перекличка названий здесь, конечно, очевидна.
По сути, Бальзак задумал сотворить литературный аналог всего человеческого мира во всем его многообразии – социальном, частном, политическом, философском, нравственном.
Такой “научный” подход к литературе, не как собственно к творчеству, а как к методу познания мира и человека, представляется довольно странным, но без этого нельзя понять Бальзака с его поистине титаническим замыслом. Еще раз: этот замысел сам по себе есть феномен творческой мысли. Понять его – значит, быть может, понять весь человеческий мир.