Быков Василий (Василь) Владимирович (1924—2003), советский и белорусский писатель, общественный деятель, депутат Верховного Совета БССР 9-11 созывов, участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей СССР, белорусский писатель.
Василь Быков родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Очень нравилась будущему писателю классическая литература, с головой окунавшая его в невиданные и наивные приключения. Еще будучи мальчишкой, Василь приобщился к рисованию. Он хорошо воспроизводил на бумаге карандашом свои фантазии. Из Василя мог бы получиться известный художник, но судьба направила этого талантливого человека по другому пути.
Юноше довелось учиться не в одной школе: сначала в своей деревне, затем в Двор-Слободке, потом в Кубличах. После получения восьмилетнего образования биография Василя Быкова завела в Витебское художественное училище. Там он учился на отделении скульптуры. Но вскоре оставил учебу, потому что выплату стипендии отменили, а других средств к существованию у него не было. Он устроился в школу фабрично-заводского обучения, экстерном сдал экзамены за 10 класс и получил среднее образование. Это был 1941 год. Василь даже не представлял, сколько испытаний ждет его впереди.
Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен.
Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).
В 1949 г. в “Гродненская правда” напечатала
первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов “Смерть человека” и “Обозник”, написанных в 1951 г. на Курилах.
Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война — эпоха «колоссальных усилий народа».
Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета» ,1962г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.
Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности.
Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства — с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.
В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.
По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».
В последние годы жизни Быков успел пожить в Финляндии, Германии и Чехии. Интересно, что за месяц до своей кончины он вернулся в родную Беларусь.
Василь Владимирович Быков умер 22 июня 2003 года в возрасте 79 лет. Писатель был похоронен на Восточном кладбище в Минске.